Поминки. Поминки в пост

 Sitemap Рейтинг@Mail.ru

Поминки



Правила общегражданского этикета поминок

Участники поминок должны придерживаться норм и правил траурного этикета, которыми не разрешается: шуметь, громко разговаривать, смеяться; размахивать руками, расталкивать присутствующих, ссориться и спорить; оскорблять чувства участников похорон и память умершего. Кроме того следует знать, что на поминки без приглашения являться не следует.

За столом оставляют не занятым место, где при жизни обычно сидел покойный; на стол ставят один пустой прибор; нож и вилку следует оставлять не рядом с тарелкой, а класть на нее. Место с правой стороны от места покойного занимает хозяин или хозяйка поминального стола.

Рядом с не занятым местом покойного ставят портрет в траурной рамке со свечой перед портретом. Обычно пустой прибор ставят перед портретом. Перед обедом в стакан прибора наливают спиртное и покрывают его куском хлеба в знак того, что душа усопшего пребывает тут же, при поминании. Этот обычай не обязателен и приветствуется не всеми.

Поминальный обед начинается с подачи первого блюда: щей, супа и т.д. Но это принято не везде, так же как и употребление спиртных напитков.

При соблюдении православных традиций обязательны на поминках кутья и блины, которые являются обрядовыми блюдами, связанными с представлением о потустороннем мире, солнце и свете. Первый блин обычно кладут на окно — для покойного.

Следует быть особенно предупредительными и почтительными к семье покойного, его близким, священнослужителям, пожилым людям, лицам, проводящим траурную церемонию поминальной трапезы.

В речах, выступлениях и беседах следует придерживаться принципа «о покойном — либо хорошее, либо — ничего». Считается, что усопший слышит все, что о нем говорят, и негативные речи больно ранят его в потустороннем мире.

В качестве общепринятого траурной вида одежды для мужчин следует считать строгий костюм парадного покроя темных тонов или черного цвета с белой или светлой сорочкой с галстуком, сочетающимся с костюмом по цвету и фактуре. Рисунок на галстуке допускаете малозаметный. Применение ярких цветов не рекомендуется. Носки не должны быть светлее костюма, а обувь — светлей носков. Головной убор отсутствует или не надевается, за исключением случаев, когда национальные или религиозные требования гласят иное. Прическа — аккуратная, сдержанная. Лицо — чисто выбрито, борода и усы аккуратно подстрижены.

В летнее время при жаркой погоде мужчинам разрешается быть в рубашке с галстуком без пиджака или соответствующего ему элемента костюма. В холодное время года поверх траурного костюма надевается плащ или пальто неярких, желательно темных тонов и головной убор, который снимается при входе в здание, а также при церемониях прощания и захоронения.

Для военнослужащих предусматривается ношение парадно-выходной формы одежды или в соответствии с уставом гарнизонной и караульной службы. При участии в гражданских похоронах — форма парадная, в брюках и ботинках. В летнее время допускается ношение белой рубашки с парадными погонами. Использование повседневной формы не рекомендуется, а камуфляжной не допускается (за исключением случаев проведения погребения в боевых и чрезвычайных условиях).

Наряд для женщин предполагает ношение темного однотонного закрытого платья или костюма с длиной юбки не выше середины колена. Желательно наличие головного убора, который допускается снимать лишь в доме. В качестве убора могут использоваться шляпы темных тонов, в том числе с вуалью, платки, шарфы. Не рекомендуются в качестве головных уборов береты и шляпы ярких или светлых тонов. Обувь не должна быть светлее тона или цвета платья. Допускается в качестве аксессуаров использовать перчатки, цвет которых не должен быть светлее цвета платья. Украшения не используются, за исключением обручальных колец и украшений из черного агата. Прическа должна быть сдержанной, макияж — дневным, минимальным и неярким. Не допускается в женском траурном туалете обнажение рук и ног, исключая кисти рук.

Поминальная трапеза

Поминовение может осуществляться в формах семейной беседы, митинга, круглого стола или конференции, но чаще всего применяется форма поминальной трапезы, восходящая к ее древней форме – тризне.

Основу гражданского поминовения составляют воспоминания об усопшем родных, а также тех кто знал его/ее лично и тех, кто мог оценить его жизненный, в том числе трудовой, вклад и его значимость для живущих. Они могут произноситься как траурные речи и как траурные тосты (в ходе поминальной трапезы).

Гражданское поминовение усопших может проводиться в день похорон, в другие традиционные дни поминовения или в специально назначаемый день. Поминовение в день похорон следует рассматривать как реальную обрядовую церемонию, а в другие дни – как традиционную, усиливающую эффект ранее проведённой реальной церемонии. Поминовение следует проводить так, чтобы выразить сочувствие понесшим утрату.

Поминальную трапезу в день похорон нужно рассматривать как «трапезу сочувствия», поэтому она не должна быть длинной и утомительной для родных и близких. Ее основной этический принцип – сопереживание утраты, душевная помощь родным и близким покойного.

В зале, где собираются участники или перед входом в столовую, на небольшом столике выставляется план рассаживания, с которым могут ознакомиться приглашенные на поминальный прием. Они находят свои места за столом, уточняют фамилии соседей справа и слева, с которыми, если позволяет обстановка и время, предварительно знакомятся, поскольку за столом это делать не так удобно.

Места за столом делятся на более почетные и менее почетные. Самое почетное место на поминальном приеме — справа от незанятого места (бывшего места покойного). Далее идут места слева от хозяйки или хозяина. По мере удаления от хозяйки или хозяина места становятся менее почетными. Главное правило рассаживания: на самых почетных местах сидят самые почетные гости. При рассаживании за столом также существует ряд правил:

- справа и слева от хозяйки сажают мужчин, хозяина окружают дамы. Затем места чередуются: рядом с женщинами сажают мужчин, и наоборот; - женщину не сажают с женщиной и на торцы стола, если там не сидит мужчина; - мужа никогда не сажают рядом с женой; - два иностранца из одной страны также не сидят вместе. В том случае, когда обед дает одинокая женщина, она сажает почетную участницу поминальной трапезы, если такая имеется, на противоположный от себя конец стола. Если в качестве хозяина выступает муж, он занимает место слева от почетной участницы.

Перед началом трапезы один из родных (как правило, старший) приглашает пришедших к столу.

Родственник (открывает двери, если они были закрыты): Прошу вас за поминальный стол. Разделите с нами наше горе.

(Пришедшие рассаживаются за столом, оставляя незанятым место покойного. Могут возжигаться свечи и лампады).

Родственник: Сегодня мы проводили в последний путь нашего близкого человека (называет его так как было обычно принято в семье). Пусть будет пухом ему/ей земля, а память вечной. (Кланяется портрету или свободному месту покойного).

(Все пьют не чокаясь).

Родственник: Я прошу быть главой этого стола (старшим за этим столом) (называет имя наиболее уважаемого и ответственного лица).

Глава стола (встает, кланяется родственнику, садящемуся на место): Спасибо за оказанную честь. Мы скорбим вместе с вами, примите наше искреннее соболезнование и сочувствие. (Кланяется портрету покойного или его месту. Произносит свой тост, завершая его словами): Пусть земля будет (называет имя и отчество покойного/ой) пухом, а память вечной!

Далее глава стола предоставляет слово по старшинству (возраста и общественного положения) всем желающим. Отказываться от слова недопустимо. Слово должно заканчиваться теми же словами что и слово главы стола. Завершая круг траурных высказываний слово берет вновь глава стола.

Глава стола: Еще раз выражаем наше сочувствие семье усопшего, желаем всем членам семьи стойко пережить эту тяжелую утрату, сохранить здоровье и твердость духа на долгие времена (кланяется родственникам).

Все встают и кланяются родным, выпивают за их здоровье, потом садятся.

Родственники (встают, речь держит старшая в семье дама, а если таковой нет, то старший из родных): Велико горе наше. Спасибо вам за то, что были с нами в этот час, за ваши добрые слова, участие и сочувствие. Будьте здоровы. (Возможно приглашение на следующие поминовения).

Это означает окончание поминальной трапезы. После тоста говорящий выходит из-за стола и подходит к двери с другими родными. Все встают из-за стола и выходят из зала, кланяясь портрету или месту покойного, а, выходя, выражают соболезнование родным. Прощаться на поминках не принято.

Христианская поминальная трапеза
Еще о поминках

Отношение к смерти у старых людей на Руси всегда было философски-спокойное. «Не бойся смерти, бойся грехов», — говорили в народе. Смерти не боялись, а готовились к ней загодя. Вместе с тем соблюдали определенные правила поведения, чтобы беду не накликать. Эти правила позже трансформировались в народные приметы.

Вот что следовало делать, чтобы не случилось беды: не оставлять в поле незасеянным кусок земли, подушку на стол не класть, тринадцатым за стол не садиться, избу в два веника не мести, кольца обручального не терять, не начинать строить дом на старости лет, не рубить в старом доме новые окна.

Чтобы в новом доме никто не умер, на первую ночь в доме запирали петуха или кошку.

Легкая смерть в кругу семьи, в своей постели расценивалась как награда за благочестивую жизнь, трудная смерть считалась уделом грешников. Предсмертные страдания приписывались борьбе между дьяволом и ангелом за душу умирающего.

Чтобы облегчить душе путь к Богу, в руку страдальцу вкладывали свечу и кадили вокруг него ладаном. В доме, где лежал умирающий, вынимали все ключи из замочных скважин и открывали двери и окна, чтобы душа человека без помех могла покинуть тело.

Когда человек отдавал Богу душу, его обязательно обмывали, чтобы он предстал перед Господом чистый душой и телом. При омовении усопшего соблюдались строгие правила. Покойника клали ногами к печи и 2-3 раза обмывали теплой водой с мылом из нового глиняного горшка. Вода, которой мыли покойника, становилась «мертвой», и ее выливали куда-нибудь подальше, чтобы здоровый человек не наступил на это место, а также чтобы колдун не взял ее себе для наведения порчи. Так же поступали с водой, которой мыли посуду после поминок и полы после выноса покойника из дома. Сейчас принято выливать воду в унитаз, смывать унитаз три раза, третий раз заливая крутой кипяток. После полуночи вновь влить в унитаз крутой кипяток.

От других атрибутов омовения так же старались поскорее избавиться. В гроб покойнику кладут его крестильный нательный крестик, образок, венчик на лоб, свечи и «рукописание» — написанную молитву, отпускающую грехи. В руки дают полотенце (платок), чтобы усопший мог пот с лица вытереть во время Страшного суда. Кто умер на Пасху — яичко в руку.

Хоронят покойника обычно в белой одежде, олицетворяющей младенческую чистоту христианской души.

Строго соблюдалась примета: не делать гроб больше покойника, иначе другой покойник будет.

В доме в знак траура занавешивают или поворачивают «лицом» к стене зеркала, чтобы душа человека не осталась запертой по ту сторону зеркала. Также останавливают все часы в знак того, что жизненный путь человека завершен.

Перед похоронами с человеком приходят проститься его знакомые и родственники, но за 20 минут до выноса тела с умершим должны остаться только самые близкие родственники.

В доме, где лежит покойник, не метут полы. Сор при покойнике из дома вынести — всех из дома выносить.

Готовясь к выносу тела, сначала выносят из дома венки и портрет покойного, затем крышку гроба (узкой частью вперед), а уж в конце сам гроб (покойника выносят вперед ногами). При этом нельзя задевать пороги и косяки, чтобы у покойника не было соблазна вернуться домой.

«Покойник один из дома вон», — говорят, вынося его и запирая в доме на время жильцов.

Родным нельзя нести гроб, чтобы покойник не увел за собой в могилу кровного родственника.

За то время, пока умершего доставляли на кладбище и хоронили, в доме завершались приготовления к трапезе. Старались уборку в доме сделать до того, как умершего опустят в могилу, хотя по времени это было трудно подгадать. Расставляли мебель, мыли полы, весь накопившийся за три дня мусор сметали по направлению от большого угла к порогу, собирали и сжигали. Полы требовалось мыть тщательно, особенно угол, ручки, порог (раньше мыли одной водой не только полы, но и весь дом). После уборки комнату окуривали дымом ладана или можжевельника.

Путь траурной процессии к кладбищу устилают еловыми ветвями, которые служат оберегом, гарантией того, что покойник не будет «ходить», не вернется по своему следу. На похоронах принято одаривать присутствующих пирогами, конфетами, носовыми платками. Это ни что иное как раздача милостыни, которая обязывает принявших ее помолиться за усопшего. При этом молящиеся берут на себя часть грехов покойного.

С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа упокоения умершего и дарования ему Царства Небесного.

После похорон члены семьи умершего обычно собирают близких родственников, знакомых, сослуживцев, друзей покойного на поминки, на которые старались без приглашения не приходить, т. к. по природной народной деликатности учитывали, что семья могла быть стеснена в средствах из-за внезапных материальных расходов, а также решения семьи собрать только узкий круг людей.

В некоторых районах не было принято приглашать на поминки, и на них мог прийти каждый, близко знавший усопшего по жизни, совместной работе. Такой приход означал проявление уважения к покойному и его семье. Духовенство на поминки приглашалось формально, фактически стараясь в них не участвовать.

Придя в дом с кладбища, обязательно мыли руки, вытирали полотенцем. Грели руки прикосновением рук к печи, хлебу, чтобы не занести в дом могильного холода. Раньше даже специально топили баню и мылись в ней, переодевали одежду. Существовал обычай для тех, кто целовал покойного в губы - должен был потереться губами об определенные точки печи (у душника). Этот обычай у славян очевидно связан с представлениями об очистительной силе огня и направлен на то, чтобы оградить себя от покойного.

Поминальная трапеза в православной традиции трактуется как продолжение богослужения путем вкушения пищи, поэтому в ритуале поминок придерживаются определенных правил и традиций.

На поминальные трапезы собирали в первую очередь родственников, ближайших друзей, а раньше также - обязательно убогих и нищих. Особо приглашали тех, кто обмывал и обряжал покойного. Всем родственникам умершего после трапезы полагалось сходить в баню помыться.

Поминальные обеды устраивают по обычаю троекратно, что якобы совпадает с троекратным изменением тела покойного (на третий день изменяется образ, на девятый - распадается тело, на сороковой - истлевает сердце). Троекратное поминовение совпадает также с верованиями о путешествии души на тот свет.

Древнехристианские поминальные трапезы постепенно преобразовались в современные поминки, которые устраиваются в 3-й день по кончине (день похорон), 9-й, 40-й дни.

На поминки в день похорон могут быть приглашены родственники, ближайшие друзья покойного, те, кто обмывал и обряжал покойного, и все, кто был на кладбище. Но без приглашения в этот день принято не приходить. Если вас пригласили, то прийти надо обязательно. Если вас по какой-либо причине не пригласили, то можете позвонить или зайти перед поминками и выразить родственникам сочувствие. На 9-й день принято приглашать только близких друзей и родственников почившего. Без приглашения в этот день также обычно не приходят. А на 40-й день приходят все, кто желает помянуть умершего. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.

Поминки девятого, сорокового и других дней смерти состояли обычно из посещения родственниками умершего кладбища и поминальной домашней трапезы для приглашенных.

Особой сложностью обрядовых действий и торжественностью выделялся 40-й день после смерти, так называемые сорочины, когда, по народным представлениям, душа посещала дом в последний раз. Во многих местах все действия, проводимые в этот день, назывались проводами или окликанием души. Сначала обязательно посещали церковь, заказывали поминальную литургию (панихиду или сорокоуст в церкви), отдавали что-нибудь на помин души и церковному притчу. Потом шли на могилу умершего, а затем дома устраивался обед.

Необычайно сильна была вера в то, что поминания облегчают страдания умершей души. В некоторых местностях на могилы ходили каждый день в течение шести недель. Состоятельные люди служили каждодневные обедни в продолжении 40 дней. Отмечая поминки, верили, что в 9-й, 20-й, 40-й дни после смерти душа невидимо прилетает домой и иногда дает знать о себе, может даже показаться, поэтому во все эти дни старались ее ублажить.

Поминают усопшего и в другие дни (20-день, полгода и год по кончине, день рождения и день Ангела усопшего). Существуют и так называемые календарные поминки, связанные с определенными праздниками, сопровождающими хозяйственно-бытовой уклад крестьян, и вошедшие в церковную обрядность.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются, а переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье, так называемое встречное поминовение. Делается это потому, что только в эти дни (субботу и воскресенье) совершаются Божественные литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого, и за проскомидией вынимаются частицы за усопших и совершаются панихиды. Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются лишь самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу - вторник второй недели после Пасхи, в дни же поминовения полезно читать Пасхальный канон.

Перед поминальной трапезой кто-либо из близких читает 17 кафизму из Псалтири. Кафизму читают перед лампадкой или свечой.

Непосредственно перед едой читают "Отче наш... ".

К поминальному столу было принято подавать ритуальные кушанья. Это кутья (коливо), канун (сыта), блины, кисель. Кроме этих обязательных блюд обычно подают холодные рыбные закуски, сельдь, шпроты, рыбные кушанья, рыбные пироги, что имеет определенную связь с христианской символикой.

Первое блюдо поминальной трапезы — кутья (коливо). Существует особый чин освящения кутьи; если нет возможности попросить об этом священника, следует самим окропить кутью святой водой.

Блюда подаются на поминальный стол с непременным соблюдением требований поста, если поминки бывают в среду, пятницу или в многодневный пост. Во время Великого поста устраивать поминки можно только в субботу или воскресенье. Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Старались, чтобы на столе стояло четное количество блюд, смена их не практиковалась, но придерживались определенной последовательности приема.

На поминальном столе не должно быть спиртного. Спиртным усопших не поминают. Обычай употреблять спиртное - отголосок языческих тризн. Во-первых, православные поминки - это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум - вещи несовместимые. Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. И, конечно, сами не должны грешить, принимая спиртное. В-третьих, «вино веселит сердце человека» (Пс. 103, 15), а поминки — не повод для веселья. После выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались - поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, и иногда даже мирскими песнями. А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких.

Вместе с тем, в реальной жизни редко какие поминки обходятся без спиртных напитков. Это в основном крепкие напитки (водка, коньяк), сухие красные вина. Сладкие и игристые спиртосодержащие напитки обычно исключаются. Присутствие спиртных напитков на поминальном столе отчасти объясняется тем, что они способствуют снятию эмоционального напряжения, стресса, связанного с потерей родных и близких.

Постарайтесь исключить спиртное из поминального обеда. А вместо расхожей атеистической фразы: "Пусть земля ему будет пухом", помолитесь кратко: "Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и даруй ему Царствие Небесное". Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.

Перед началом трапезы иногда еду окуривали кадильницей с ладаном.

Еду подавали в повседневной (не праздничной хрустальной или ярко расписанной фарфоровой) посуде, по возможности, спокойной цветовой гаммы.

Ели по обыкновению столовыми или десертными ложками, старались не пользоваться ножами и вилками. В некоторых случаях, при наличии в семье столового серебра, родственники умершего пользовались серебряными ложками, что тоже служит свидетельством придавать серебру магические очистительные свойства.

Поминальный стол часто украшали ветками ели, брусники, мирта, черной траурной лентой. Скатерть стелили однотонную, не обязательно белого цвета, чаще приглушенных тонов, которую по краям могли декорировать черной лентой.

Сервировка стола была обычной, за исключением того, что в столовый прибор не входили острые предметы (нож, вилка), а ложки клали тыльной стороной вверх.

Существует традиция на поминальный стол для усопшего ставить прибор (на пустую тарелку кладут параллельно нож и вилку), ставят зажженную свечу, часто декорированную в основании черной лентой, а также рюмку (стопку) с водкой, прикрытую куском черного хлеба.

Традиция оставлять на столе для покойного посуду и еду, также как и занавешивание зеркал, окон, экранов телевизора не имеет никакого отношения к Православию, истоками своими восходит к язычеству, но в реальной жизни имеет широкое бытование.

Не нужно убирать со стола вилки - в этом нет никакого смысла. Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже - перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Народной традицией регламентировался и порядок размещения людей за поминальным столом. Обычно во главе стола сидел хозяин дома, глава семьи, по обе стороны которого располагались родственники в порядке близости родства по старшинству. Для детей, как правило, выделяли отдельное место в конце стола. В некоторых случаях, по желанию близких родственников умершего, их сажали рядом (по обе стороны) с отцом или матерью, если умирал кто-нибудь из родителей. Место, где обычно сидел покойный, оставляли незанятым, спинку стула украшали траурной лентой или веткой ели.

Сложился и особый порядок поминального обеда, основным содержанием которого было поминовение усопшего через вкушение пищи, перемежающееся у православных чтением молитв, воспоминаниями о добрых земных делах и личных качествах покойного. Первое слово говорил по традиции глава семьи, затем право вести застолье передавалось обычно уважаемому человеку, которого близкие родственники покойного просили исполнить обязанность ведущего. По традиции близкие родственники старались не говорить прощальных слов, но в реальной ситуации поминального обеда, как правило, им также предоставлялось слово.

Поминальные слова было принято произносить стоя, а после первого почтить память покойного минутой молчания, также стоя. При большом количестве гостей за стол садились в несколько смен.

У православных осетин за траурным столом было предусмотрено произносить только четыре тоста. Первый тост посвящался всевышнему, чтобы тот взял людей под свое покровительство, второй — памяти покойного, чтобы он попал в рай, третий — за здравие и благополучие впредь его семьи и четвертый — за изобилие.

На Руси на поминках хлеб, пироги было принято разламывать руками, а не резать. Последним поминальным блюдом обычно был кисель, чай. Православные заканчивали трапезу благодарственной молитвой "Благодарим, Тя, Христе Боже наш..." и "Достойно есть...", а также пожеланием благополучия и выражением сочувствия родным умершего.

Остатки поминального обеда, а особенно выпечку всегда раздавали присутствующим. Поминальная трапеза, по преданию, завершалась пирогом, который выносили из дома на блюде в окружении свечей и раздавали нищим как милостыню на помин души усопшего.

Благодарить за угощение не было принято. Поев, ложку обычно клали на стол, а не на тарелку. Кстати, следует упомянуть, что по обычаю, если во время обеда ложка падала под стол, то ее не рекомендовалось поднимать.

Вставая из-за стола, часто кланялись в ту сторону, где стоял прибор умершего, обращаясь к "нему" со словами типа "поели, попили, пора и домой, а тебе пусть земля будет пухом", после чего, попрощавшись с родными умершего, расходились по домам. Сидели за столом, как правило, долго, что считалось хорошей приметой, т. к. много чего доброго можно было вспомнить о покойном. В некоторых местах существовала примета, мол, кто первый встанет из-за поминального стола - скоро умрет, поэтому старались первыми стол не покидать.

Крошки хлеба на следующий день носили на могилу, тем самым как бы приобщая покойного к информации о том, как проходили поминки.

Существовал также обычай оставлять до сорока дней прибор с рюмкой водки, прикрытой хлебом. Верили, что если жидкость убывает, то значит, что душа пьет. Также на могиле оставляли водку и закуску, хотя это не имеет отношения к православным обрядам.

После ухода гостей, домашние, если успевали, обычно мылись до захода солнца. Со стола можно было ничего не убирать, но стремились чем-нибудь накрыть все столовые приборы и оставшуюся пищу, кроме предназначенной умершему. На ночь закрывали крепко все двери и окна. В сумерках уже старались не плакать, чтобы "не призвать покойного с кладбища" по народному поверью.

После похорон близкого человека многие люди, особенно близкие родственники, соблюдали траур.

Самый глубокий траур - до года - должна была соблюдать вдова. Ранее в это время на ней была только одежда преимущественно черного цвета, украшения полностью отсутствовали. Естественно, в глазах окружающих неприличными считались даже помыслы о повторном браке до истечения срока траура.

Мужчина-вдовец в большинстве случаев носил траур полгода. Дети должны были соблюдать траур по умершим родителям год, последовательно переходя от черных до более светлых оттенков одежды. Этот траур по умершим отцу или матери по продолжительности делился на глубокий - полгода, обыкновенный - три месяца и полу-траур - остальные три месяца, когда к черному цвету одежды примешивался белый и серый. По бабушке и дедушке было принято носить полугодовой траур, который также условно поровну подразделялся на глубокий и полутраур. Такой же срок траура был по умершим сестре и брату.


По церковному, установление символики поминовения усопших в третий день после смерти заключается в том, что скончавшийся был крещен во имя Отца, Сына и Святого Духа, верил в Триединого Бога - Троицу Единосущую и Нераздельную. Живые в своих молитвах умоляют Святую Троицу простить усопшему его прегрешения, содеянные словом, делом и помышлением, и зачесть ему три добродетели: веру, надежду и любовь.

Имеет значение для православных и то неизвестное, что касается загробного состояния души. Когда святой Макарий Александрийский, как написано в Священном Писании, просил Ангела, сопровождающего его в пустыне, объяснить значение церковного поминовения в третий день, то Ангел ответил, что в продолжении двух дней душе, с находящимися при ней ангелами, позволяется ходить по земле, где она хочет, поэтому любящая душа скитается около дома, в котором находится тело, как птица, ищущая себе гнездо. Добродетельная душа ходит там, где творила правду. В третий же день, в подражание Христу, душа возносится на небеса для поклонения Богу.

На пути к престолу Божию душа проходит испытания духов по своим земным делам. Испытания эти называются "мытарствами" и начинаются обычно в третий день по смерти. Все пространство (по христианской мифологии) представляет собой несколько судилищ, где приходящая душа обличается бесами в грехах. Каждое судилище (мытарство) соответствует определенному греху, злые духи называются мытарями. Всего указано двадцать мытарств, соответствующих определенной группе грехов в зависимости от степени тяжести (например, грех словом, лжи, осуждения и клеветы, чревоугодия, лени, воровства, сребролюбия, скупости, лихоимства, неправды, зависти, гордыни и тщеславия, ярости и гнева, убийства, волхования, блуда, прелюбодеяния, содомские и др.), т. е. перечислены основные человеческие пороки.

На 9-й день близкие молятся об усопшем, чтобы душа его удостоилась быть чести причисленной к лику святых и получила награду райского блаженства.

Святой Макарий Александрийский по откровению от Ангела говорит, что после поклонения Богу в третий день, душе повелевается показать различные обители святых и красоту рая. Все это душа смотрит шесть дней, любуясь красотой и забывая свою скорбь, которую имела, будучи в теле.

Если же она виновата в грехах, то начинает скорбеть и укорять себя, что провела жизнь беспечно и не послужила Богу как должно. После рассмотрения рая душа (на девятый день своего разлучения с телом) возносится на поклонение Богу.

Число сорок - знаменательное, часто встречается в Священном Писании. По свидетельству того же святого Макария, после второго поклонения Господь повелевает показать душе ад со всеми его муками, и тридцать дней душа, водимая по мукам ада, трепещет, чтобы ей не была уготована такая участь.

В сороковой день оканчиваются мытарства, и душа в третий раз возносится на поклонение Богу, который совершает над ней суд и определяет место в ожидании Страшного Суда по её земным делам и по благодати молитв Церкви и близких в течение этих сорока дней.

Суд сорокового дня - суд частный для определения положения души, которое согласно учению Православной Церкви может измениться по молитвам родных и близких, совершению ими милостыни и добрых дел в память об усопшем. Православной Церковью имеет отношение ко многим весьма важным событиям в Царстве благодати, например, погребение тела на третий день и поминовение новопреставленного в этот день — к тридневной смерти Первенца из мертвых — Иисуса Христа. В постановлениях апостольских говорится: «Над умершими да празднуется день третий ради воскресшего в третий день Спасителя» (кн. 8, гл. 42). «Девятины совершаем, — говорит святая Церковь, — духовное таинство в том с известным и разумным вниманием сохраняя, сиречь: просим Господа Бога, да преставльшагося душа, молитвами и ходатайством девяти Ангельских ликов, идеже суть Божии святии, вселится и упокоится, по воскресении же и блаженства тех же Ангел и сожительства вкупе их да сподобится». Сороковой день отмечают по священной важности этого дня. «Четыредесять дней всемирный потоп пребысть. Об умершем ветхозаветном Иакове Писание говорит: «погребоша погребатели Израиля, и скончася ему четыредесять дней: тако бо считаются дние погребения» (Ср.: Быт. 50, 3). Моисей прежде, нежели восприял скрижали закона Божия, пребысть на горе пред Господом дний четыредесять. Илия четыредесять дний идяше до горы Божия Хорив. Четыредесять дней жена по рождении очищается. Христос Бог наш постился четыредесять дней в пустыне и по воскресении Своем столько же дней на земле пробыл со учениками Своими, уверяя их в Своем воскресении. Четыредесять дней поста Святая предаде нам Церковь, мати наша, к очищению от всяких нечистот» («Камень веры. О благотворении преставльшимся»). Таким образом, Святая Церковь хочет сказать, что, как Моисей чрез сорокадневный пост приблизился к Богу для восприятия скрижалей закона, как Илия в продолжение сорокадневного пути дошел до горы Божией, и как Спаситель наш победил диавола сорокадневным постом, так и умерший сорокадневными молитвами утверждается в благодати Божией, побеждает враждебные силы диавола и достигает Престола Божия, где обитают души праведных.

Ритуальные поминальные блюда – рецепты приготовления

Похоронно-поминальные обычаи и обряды
Поверья о похоронах
Русский православный обряд:
Действия, производимые над телом усопшего, и молитвы о его душе до отпевания. Отпевание. Погребение. Поминальная трапеза. Дни поминовения новопреставленных. Как поминать усопших.