Духов день. День Святого Духа

Kameropuu:
 Sitemap Рейтинг@Mail.ru 
Поиск на сайте


Праздники, ритуалы и народные традиции






Духов день
Небо мелкий дождик сеет
На расцветшую сирень,
За окном крылами веет
Белый-белый Духов день.
Анна Ахматова

Христианский и народный праздник, отмечаемый на следующий день после Дня Святой Троицы. Празднуется в воспоминание описанного в книге апостольских деяний сошествия Святого Духа на учеников Христовых. Литургически праздник посвящается прославлению Святого Духа. Дата праздника переходящая и всегда — понедельник. В богослужебных книгах этот день называется — Понедельник Святаго Духа. Троица и Духов день рассматриваются Православной Церковью как единый праздник Пятидесятницы. В дореволюционной России в народно-церковной культуре существовал особо строгий запрет на работу в Духов день, как и в день Благовещения.

Служба в честь Святого Духа начинается великой вечерней Троицына дня (Троица) и продолжается в Духов день. В понедельник по окончании божественной литургии из церкви выносят березки, украшавшие храм в течение Троицы. Верующие отламывают ветки от освященных деревьев, несут их домой и ставят к иконам. С Духова дня по церковному календарю начинается неделя всех Святых (Всесвятская неделя).

Сошествие Святого Духа на апостолов в день Святой Троицы (Пятидесятницу) описано в Деяниях святых апостолов: «в пятидесятый день после Воскресения Христова (десятый день после Вознесения) апостолы находились в Иерусалиме, когда ... внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать» (Деян.2:1-18).

Святитель Лука Крымский говорил о том, что многие христиане не чувствуют Святой Дух, поскольку отгоняют его тем, что мечтают о земных благах. Но утешение, которое дает этот Дух, никогда не сравнится с земными радостями. Святой Дух дарит всем благодать через церковные таинства, молитвы и благословение. В жизни человека его проявления можно заметить по сердечной радости, высшим достижениям творчества, которые одухотворены или вдохновенны, по душевному покою.

В народной традиции этот день называется — День Святого Духа, День Духа (общерусск.); Троица (воронеж.); Именины Земли (вят.), Земля именинница (тамб., сиб.); Провожание русалок (рязан.); Богодухів день, Розигри (укр.); Русальница, Иван-да-Марья, Брэзжыны (белор.); Русаље (серб.).

Для восточно-славянской традиции характерны поверья о том, что Земля на Духов день — именинница, потому, что «в этот день она сотворена» (также «Земля — именинница на Симона Зилота» 23 мая).

Вплоть до начала XX века повсеместно было распространено поверье, что вечером накануне Святой Дух спускается на землю, «разливается по полям», появляется в домах. Считалось, что в Духов день земля беременна урожаем и поэтому её нельзя трогать: пахать, боронить, копать, засевать, вбивать колья и палки. По поверьям, в самый Духов день, перед восходом солнца, Мать Сыра-Земля открывает свои тайны: многие, помолясь Святому Духу, ходили «слушать клады», припадая к земле ухом (но утверждалось при этом, что открывались земные и подземные тайны только истинным праведникам, благочестивым людям).

Во многих местах в Духов день совершали крестный ход вокруг полей.

В Духов день к божницам подвешивали деревянное изображение голубя — символа Святого Духа. Крестьяне считали, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на берёзовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу.

Считалось, что «этого дня как огня страшится бродячая по земле нечисть», так как «сходит с неба священный огонь, который испепеляет злых духов». Знающие женщины в этот день изготавливали травяные сборы, с помощью которых лечили различные болезни.

В народной традиции с Духовым днём часто связаны грозы; по другим поверьям, погода в Духов день определяет и погоду на ближайшие 6 недель — на всё оставшееся лето.

На именины Земли «все травы и цветы радуются». Считалось, что с Духова дня уже не будет заморозков с утра, наступят теплые дни лета. Не верь теплу до Духова дня!", "Придет Свят-Духов день - будет на дворе, как на печке", "Свят-Дух весь белый свет согреет!". (Праздники и знаменательные даты… 1993. С. 112).

Также в этот день зелень, которую раскладывали на Троицу, собирали и засушивали. Именно в Духов день собранные и засушенные травы и цветы считали самыми целебными, так как злые духи в этот праздник прячутся. Этими травами во время болезни окуривали больного, чтобы он быстро поправился.

Некоторые обряды Духова дня продолжают обряды Семика — Троицы, связанные с культом растительности и культом предков. В Духов день завершались начатые в Семик празднества в честь березы. В этот день девушки выносили на ржаное поле украшенную лентами березку, вокруг которой всю семицкую неделю водили хороводы. Обойдя с этой березкой поле, ее «развивали» (расплетали переплетённые до того ветви) и оставляли её в поле или топили в реке, чтобы летом не было засухи, чтобы рожь лучше колосилась. Девушки бросали венки в воду: потонет — к несчастью, поплывет — к счастью.

В некоторых деревнях Центральной России в Духов день проводили «отпевание» березки. Березку, срубленную в Троицкую субботу или в Семик, ставили посреди деревни и приглашали священника, который проводил молебен и обрызгивал деревце святой водой. После этого все присутствовавшие отламывали ветки березы и украшали ими в своих домах божницы. В этот же день из церквей выносили стоявшие там березки, которые также разбирались верующими. Считалось, что ветви, окропленные святой водой или постоявшие в храме, предохраняют от нечистой силы, а также обладают лечебными свойствами.

В некоторых местах в Духов день или в воскресенье Всесвятской недели проводился обряд «Похороны Костромы». Он завершает троицко-седмитские праздники, отсюда ритуалы проводов - похорон весны в образе Костромы. Кострому изображали девушка или парень в женской одежде. Обряд похорон сопровождался весельем, купанием, играми. В Сибири в Духов день проходили последние весенние гулянья молодёжи.

С культом растительности были связаны поверья о русалках — демонических существах, в которых превращались девушки, умершие до замужества, младенцы, умершие некрещеными, женщины, похороненные без отпевания или покончившие жизнь самоубийством.

Верили, что в Духов день русалки выходят на сушу из болот, рек, озер и бегают по полям и лугам, давая им влагу, и там, где пробежали русалки, трава будет расти гуще, а рожь и ячмень — колосистее. Крестьяне верили также, что в Духов день души умерших людей прилетают на землю и садятся на березовые ветки, воткнутые в наличники окон или поставленные на божницу. В деревнях Псковской губернии считали, что «родители» (умершие предки) стоят под березами, выставленными перед крыльцом или фасадом дома, внимательно разглядывая живущих в нем. В каждом доме для «родителей» красили в светло-зеленый или красный цвет яйца, которые относили на кладбище или укладывали на божнице. Духов день, как и Троицкая суббота, считался в деревнях днем, когда необходимо добрым словом помянуть умерших на чужбине без покаяния и отпевания в православном храме, а также самоубийц, опойцев, утопленников, которых Церковь не разрешала хоронить на кладбище. Считалось, что панихида, отслуженная по ним в церкви, свеча, поставленная на поминальный стол, доброе слово дадут этим бесприютным душам хотя бы временный покой.