Антипасха. Красная Горка

Kameropuu:
 Sitemap Рейтинг@Mail.ru 
Поиск на сайте




Антипасха. Красная Горка



Антипасха

Антипасха – вместо-, напротив Пасхи. Эта неделя называется неделею Новой, т.е. обновлением Пасхи. В этот воскресный день Своим новым явлением для всех одиннадцати апостолов Господь повторил и обновил явление, бывшее в первый день по Воскресении. Но так как обновление явления Спасителя было особенно ради апостола Фомы, то восьмой день по Пасхе называется неделею св. Фомы. Непосредственно следуя за Пасхальной седмицей, она завершает наиболее торжественную часть величайшего праздника. Поэтому иногда Фомино воскресение называют восьмым днем Пасхи. Иными словами, Пасха – Воскресение для уверовавших, Антипасха – Воскресение, напротив, для тех, кто не верит в духе, а требует подтверждения во плоти.
Богослужение всех существующих обрядов связано с воспоминанием двух явлений Воскресшего Господа Иисуса Христа апостолам — собственно вечером Светлого Воскресения (десяти апостолам, Фома отсутствовал) и «после восьми дней» одиннадцати апостолам, в числе которых был и Фома, который прежде сказал: «если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю» (Ин.20:25) (отсюда выражение «Фома неверующий»). Воскресший Христос явился перед Фомой, чтобы тот мог вложить персты в его раны и своими глазами увидеть, что совершилось чудо.
Своим явлением апостолу Фоме воскресший Господь уверяет, что Он имел по Воскресении не мнимую, призрачную плоть, а действительную пречистую, с которою был пригвожден ко кресту и на которой остались от того, даже по Воскресении, язвы.
Пасха и Антипасха - это явления Христа апостолам, которые абсолютно для всех утверждают веру в истинность Воскресения Христова и, одновременно, напоминают завет Самого Спасителя: «блаженны не видевшие и уверовавшие» (Ин.20:29).
За Антипасхой следует Фомина неделя, которую также называют Красной горкой. Давным-давно русские славяне не имели храмов и отправляли богослужебные обряды на открытых местах, поэтому холмы и горы заменяли у них капища (Капище — языческий храм.) и требища (Требище — жертвенник, место принесения жертв Богу). По церковному Уставу (Типикону) от Недели Антипасхи до Троицы в понедельник, среду и пятницу положено две трапезы: первая – сухоядение, вторая – вареная пища с маслом. Некоторые уставы разрешают и рыбу.


Красная Горка

Красная горка – это дохристианский древнерусский праздник. Он был связан с проводами зимы и встречей весны. Красная горка приходится на воскресный день после Пасхи и совпадает с Антипасхой.

Красная горка – это народный весенний праздник у восточных славян, известный с древнерусских времён. С распространением христианства был приурочен к первому воскресенью после Пасхи (так называемому Фомину воскресенью или Фомину дню) — первому дню Радоницкой недели.
Красная горка символизирует полный приход весны, этим праздником встречали эту пору года.
Красная горка — это праздник веселья, хороводов, в этот день проводились многочисленные балаганы и торжества.

"Красная горка" – торжество обновления Солнца – Ярило, главного божества славян, и радостная встреча Весны - Красны. Собирались на Красной горке (так назывался не только праздник, но и особое место) затемно и встречали восход солнца словами: "Слава Яриле! Здравствуй, красное солнышко!" Было принято "закликать", "заигрывать" весну - призывать прийти поскорей, и "величать" - произносились заклинания на хорошую погоду, сбор обильного урожая. Звучали песни – "веснянки", славившие возвращение тепла и зарождение плодов природы: "Приди к нам весна! Со радостью, со милостью! Со рожью зернистую, со овсом кучерявым, с ячменем усатым …".
К празднику готовились основательно и всерьёз: зазывали гостей из других деревень, готовили традиционный для этого события праздничный стол: жарили яичницу, пекли пироги и караваи – всё имеет форму круга и символизирует солнце. Чтобы определить, чего следует ожидать в будущем, катали красные яйца с горы – у кого дольше всех прокатится и не разобьётся, всё сложится благополучно.
Красную горку в каждом регионе отмечали по-своему, но повсюду праздник сопровождался всеобщим весельем, ликованием. Изначально Красная горка связана с появлением первых теплых лучей солнца, таянием снега – тогда на улицу высыпала молодежь, начинались гуляния, игрища и, конечно, свадьбы.
Этот праздник, помимо всего прочего, символизирует встречу парней и девушек, сродни тому, что весна — это начало новой жизни для всей природы, поэтому Красная горка — это еще и первое весеннее гуляние молодых девушек. Игры и гулянья происходили на пригорках, раньше других освобождавшихся от снега, отсюда название — «красная» (то есть красивая) горка. Обычно в России к Красной горке приурочивались свадьбы. Старинная русская пословица говорила: «Кто на Красной горке женится, тот вовек не разведётся».
Празднование Красной горки обычно начиналось с закликания весны: все девушки и молодые женщины брали с собой еду и собирались в излюбленном месте деревни - водить хороводы, играть и петь песни-веснянки («заигрывать» весну).

Родительский день на Красную горку (Радоница) приходится на вторник второй седмицы по Пасхе.

Сушки на Красную Горку

Рецепт:1 банка сгущённого молока
2 яйца
1 пачка ванильного сахара
щепотка соли
50 грамм сл. масла или маргарина
0,5 чайн. ложки соды
~600 грамм муки
1 желток
Немножко молока
Мак
В чашку разбить яйца, добавить сгущённое молоко, ванильный сахар, соль и масло, всё перемешать. Муку смешать с пищевой содой и замесить тесто. Муки добавляйте столько, чтобы получилось не тугое, но и не слишком мягкое тесто, но тесто всё равно немножко липкое (хотя с маслом уже не так сильно как без).
От готового теста отрывать кусочки величиной с грецкий орех и раскатывать их жгутиком, толщиной не более 1 см. Чем тоньше вы жгутики раскатаете, тем хрустящее будут сушки, это дело вкуса. Хорошо соединить края жгутика, чтобы получилось колечко в виде солнышка.
Желток взбить с молоком и макнув в эту смесь верхней стороной сушки, разложить их все на противень, застеленный бумагой для выпечки. Верх сушек посыпать маком или сахаром.
Духовку прогреть на 200° и выпекать сушки до золотистого цвета минут 12-15.

Игры и забавы с яйцами

Игры и забавы с яйцами практиковались в русской деревне чаще всего на Пасхальной неделе, включая Фомино воскресенье или Красную горку, но в некоторых местах они имели место также на Егорьев день, Вознесенье, Троицу и в Всесвятское воскресенье.
Участниками игр первоначально были преимущественно парни и взрослые мужчины, а в начале 20 в. в некоторых местах их сменили дети, подростки, девушки и женщины, посмотреть на игру собиралась чуть ли не вся деревня. Наиболее распространенной игрой было катание яиц с какого-нибудь бугорка, с лубков, со специально изготовленных деревянных желобков или лоточков - узких ящичков, имевших с обеих сторон по длине невысокие бортики. Играющие по очереди спускали яйца с лотка или в начале игры выкладывали их полукругом перед лотком. Когда катившееся яйцо ударяло в бок уже лежавшее на земле, хозяин первого выигрывал и забирал побитое яйцо. В некоторых местах, чтобы выиграть в катании яиц достаточно было, чтобы яйцо откатилось дальше, чем предыдущее. В южнорусских губерниях иногда в качестве биты использовали специально сшитый из лоскутков или из сукна мячик, позднее замененный обычным резиновым, который или бросали в кучку яиц с расстояния в 20 шагов, или, выстроив яйца в одну линию, катили его по направлению к ним. В некоторых деревнях на Русском Севере во время праздничных угощений катали яйца также в доме по столу или по полу. Играющие располагались напротив друг друга и как можно сильнее толкали свое яйцо навстречу яйцу соперника. Если при соприкосновении одно из яиц разбивалось, его забирал тот, чье осталось целым.
Тот, кто выигрывал наибольшее количество яиц, считался самым ловким и удачливым и заслуживал всеобщее одобрение, а проигравший все свои яйца слыл "раззявой". В некоторых местах были известны особые способы, позволявшие заручиться удачей при катании яиц. Для этого надо было, например, рано утром в Чистый четверг украсть у кого-нибудь со двора обычную палочку.
Повсеместно была известна игра "битки". Один из играющих зажимал яйцо в руке, другой бил по нему своим. Чаще бились обоими концами яйца, но иногда - только острым. На Русском Севере так же, как и в некоторых других местах, острый конец назывался "носочек", а тупой - "пуга", "пятка" или "жопка". Яйцо считалось проигранным, если разбивались оба конца, если же у каждого из играющих оставалось по одному целому концу, они делили каждый свое яйцо пополам и обменивались половинами. Начинали биться "носочком", а потом уже в ход шла "пуга". Для удачной игры выбирали яйцо с "мягкой" скорлупой, которое при легком постукивании о зубы издавало глухой звук. Если же яйцо "звучало", т.е. звук был звонким, говорили, что его скорлупа окостенела, стала хрупкой и не выдержит удара. Иногда желание выиграть толкало какого-нибудь озорника на изготовление фальшивого яйца. В скорлупе проделывали две маленькие дырочки, через которые выпускали содержимое яйца, а его место заполняли древесной смолой или воском. Такие подделки встречались редко, осуждались всеми, а пойманного с фальшивым яйцом могли избить игравшие с его владельцем парни или мужики.